Значение музыки в школе (внеклассная работа)
Основная задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы приобщать ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемому.
Значение музыки в школе далеко выходит за пределы искусства.
Так же как и литература и изобразительное искусство,
музыка вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира»
Д.Б.Кабалевский.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Музыкальное образование не следует ограничивать рамками одного урока в неделю. Хорошим дополнением является внеклассная и внешкольная работа, участие в которой открывает перед школьниками возможность углубленно заниматься тем, что их влечет.
Внеклассная музыкально-воспитательная работа естественно дополняет уроки музыки и имеет целью расширить музыкальный кругозор детей, углубить получаемые ими знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и умения.
Успех всей разнообразной работы по музыкальному образованию во многом определяется тем, насколько учащиеся овладевают различными видами музыкальной деятельности и испытывают потребность в ней.
В школе № 2 им Ю.А. Гагарина я преподаю пятый год и с каждым разом убеждаюсь в важности формирования музыкальной культуры школьников. В нашей школе мы используем организационные формы музыкально-воспитательной работы, и конечно важную роль в формировании музыкальной культуры у детей имеет вокальный кружок и создание общешкольного хора «Планета».
Вообще идея создания общешкольного хора очень сплачивает учащихся разных возрастов, поднимает их не только поведенческую культуру, но и повышает их духовно, потому что дети знакомятся с музыкальной культурой советского времени, которая обогащает их духовный мир и соединяет их с поколениями жившими этими песнями.
Работа вокального кружка и хора в общеобразовательной школе занимает важнейшее место в системе воспитания и образования. Пение развивает художественный вкус учащихся, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор. Вокал служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности обучающихся, помогает формированию интонационных возможностей, необходимых для овладения исполнительским навыкам.
В процессе обучения пению педагогом решаются многие задачи, связанные с развитием голоса учащихся и приобретением вокально-хоровых навыков и умений, необходимых для художественного выразительного исполнения. Овладение вокально-хоровыми умениями и навыками в пении – средство художественной передачи содержания, музыкального образа произведения.
Поэтому исходным положением, определяющим задачи в овладении вокально-хоровыми умениями и навыками, является художественность, содержательность, эмоциональная направленность музыкального материала.
При проектировании календарного планирования, я тщательно подбираю музыкальный материал, с учетом возрастных особенностей, интересов детей, общешкольного воспитательного плана и роли произведения в мире искусств.
В начале разучивания той или иной песни, всегда планирую вводную беседу.
Обязательно обращаю внимание детей на авторов, историю создания. Многие материалы находят и сами учащиеся.
Для развития певческих умений и навыков, использую различные формы распевания. Например: для разработки дыхания – имитация «Надутый мяч», «Свежий цветок»; для развития дикции и артикуляции – скороговорки, придумать самим мелодию на скороговорку и утрированно спеть, прием «эхо» и т.д.
Используются следующие виды работ над песней: двухголосие, пение в унисон, пение каноном, спеть разнохарактерно одно и то же произведение, спеть шепотом, пластическое интонирование – придумывание движения в соответствии с содержанием песни.
Данные распевания и формы работы очень увлекает детей, заинтересовывают.
Если разучиваемая песня звучала в качественной обработке, дети с легкостью ее разучивают и поют. Репертуар усложняется постепенно, по мере приобретения вокально-хоровых навыков и уровня развитости певческих возможностей детей.
Все праздники, организуемые в школе, не обходятся без участия детей, посещающие данные кружки. Члены кружка принимают активное участие в городских конкурсах детского творчества, где занимают призовые места.
Выступления на мероприятиях дает возможность детям почувствовать удивительное ощущение артистического самовыражения. Дети, посещающие вокальный кружок,а теперь и хор, пользуются уважением и восхищением среди своих друзей, одноклассников и сверстников.
Большакова Т.Л., учитель музыки.
Рабочая программа по внеурочной деятельности"Вокальное пение"для 5-го класса.Скачать(.pdf)